Синева на белом: коллекция гжели украсила Штаб-квартиру в Вятском

Интерьер методического кабинета Штаб-квартиры Ассоциации Самых красивых деревень и городков России заиграл небесными синими красками на белоснежном фарфоре. Здесь на одной из стен расположилась коллекция гжели, переданная в дар Вятскому гостьей села Ольгой Гавриловной Липатовой. 

Жительница Тутаева Ольга Липатова большую часть жизни прожила на Дальнем Востоке. Возможно, именно природа Сахалина, богатая оттенками кобальта в синеве неба и моря, вдохновила нашу героиню на коллекционирование предметов гжели. Давайте познакомимся поближе и с Ольгой Гавриловной, и с её коллекцией.

Душа в каждом произведении

Ольга Липатова родилась в 1950 году в Южно-Сахалинске, на острове, самом крупном в России, в удивительном месте, где жители большой страны первыми встречают солнце и новый день.

В школьные годы юная Ольга при содействии своей классной руководительницы Куприенко Любови Георгиевны увлеклась краеведением, с чем и связала всю свою жизнь. Работала учителем истории, обществоведения и граждановедения. Занималась и краеведческой работой, и общественной: была в совете ветеранов, ходила в походы с детьми. «Нас водили, и мы водили» – признается Ольга Гавриловна. За активную работу в 2000 году была награждена знаком Почётного работника образования и получила высшую учительскую категорию. А через несколько лет, в 2008-м, переехала с мужем в Тутаев, к родственникам. «В Южно-Сахалинске стало совсем плохо – ни работы, ни зарплат. Приехали, а здесь как в раю».

Коллекцию гжели Ольга Липатова стала собирать ещё на Сахалине. Первый экспонат – тарелку «Пегас» она получила в подарок.

«Я сначала и не придала значения. А пришла домой – стала рассматривать. Потом подарили «Иван Царевич ловит Жар-птицу». Так и началась коллекция, а с ней и пришёл интерес к истории гжели. Были даже на заводе в Раменском, где её изготавливают. Непередаваемо!», – говорит Ольга Гавриловна и добавляет: «Работа учителем нервная. Бывает, кто-то не очень хорошие вещи делает. Приду домой уставшая, смотрю на тарелку и вижу душу произведения. Она ведь есть в каждом изваянии. Рассматриваю и успокаиваюсь. Смотрю долго-долго, и всё плохое улетучивается. Эти произведения никого не оставят равнодушными. Если цвет яркий кобальтовый, значит, творец вложил душу. Если всё бледное, плохо просматривается – сделано «абы как».

Видеть прекрасное в мелочах и душу в предметах искусства дано не всем. Общаясь с Любовью Гавриловной, понимаешь, что этим чувством она владеет сполна. И не только им, но и радостью делиться красотой с окружающими. Однажды, услышав о селе Вятское, историей его восстановления и появления музеев, Ольга Липатова приняла важное для себя решение: передать в дар Историко-культурному комплексу «Вятское» коллекцию гжели, которую собирала в течение всей жизни.

Ольга Гавриловна передала около 100 предметов, среди которых самые любимые: роскошная ваза для фруктов, чайник из сказки «Репка» и Сова учёная. Глядя на них, мысленно соглашаешься с коллекционером: в них, действительно, живёт душа. Душа, воплощённая в традиционных народных образах, мотивах и орнаментах.

20 оттенков синего

Искусство гжели насчитывает несколько столетий. Впервые название появилось в списке владений (духовной грамоте) князя Ивана Калиты ещё в 1330-е гг. Одна из версий гласит, что слово «гжель» произошло от «жгель», то есть от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Ломоносов о местных глинах высказывался довольно лестно: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, <…> такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…». Насколько однозначным звучит столь положительный отзыв!

Как результат, при общей скудости здешних земель и наличии столь примечательной глины крестьяне имели соответствующий жизненный уклад. В Гжельской местности не было крепостного права, поскольку находившиеся тут мастера имели от царя «вольную». К слову, гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край, насчитывающий почти три десятка деревень.

Изначально гжель была разноцветная. Последняя четверть XVIII в. – это период, когда создаются полихромные гжельские блюда, кувшины, кумганы и квасники, среди цветов – доминирование зелёного, жёлтого, синего, фиолетового, при чёрных контурах и белом фоне. Мода на кобальт пришла в Россию из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.

В том же столетии гжель приобретает свою фирменную узнаваемую фактуру. Любимый узор гжельских мастеров – роза – прозвана в ремесленной среде «агашкой». По одной из версий, на фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Другая гласит, что «агашка» – это техника нанесения рисунка, применение которой было обусловлено высоким спросом на посуду «с розами». Широкими мазками работницы быстрее рисовали орнамент.

Техника мазками и сегодня используется в росписи у гжельских мастеров. Причём каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Будет цвет светлее или темнее – всё от мастера зависит, как он кистью мазок положит. Известно, что гжельские мастера различают 20 оттенков синего.

Издревле у гжельских мастеров была ещё одна интересная традиция – украшать изделие дарственно-благодарственной, иронической или шутливой надписью: «1786 году месяца января 13 дня сию кружку писал Никифоръ Семеновъ сын Гусятниковъ аминь».

Есть надписи и на посуде, которую преподнесла в дар Вятскому Ольга Липатова. А какие – может увидеть каждый, посетив штаб-квартиру Ассоциации Самых красивых деревень и городков России.

Партнеры