В Вятском прошёл II Фестиваль «Дни Петербурга в Вятском»

Город Санкт-Петербург и ярославское село Вятское в буквальном смысле связаны кровными узами: одну четвертую часть жителей Вятской волости Пётр I отправил на постоянное поселение в Петербург. На протяжении трёх столетий строительных дел мастера из Вятского возводили в Северной столице храмы, дворцы, особняки. Деловые и культурные связи не прекращались в течение всего времени. В годы Великой Отечественной войны село Вятское принимало детей блокадного Ленинграда.

«Ленинград в блокаде»

Неслучайно, что фестиваль «Дни Петербурга в Вятском», прощедший в этом году 20 апреля, открыла выставка графики Нины Николаевны Новосельской «Ленинград в блокаде». В этом году исполняется 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Это были самые тяжёлые дни невиданного в истории голода, холода, бомбёжек и гибели людей.

Всю блокаду юная Нина Новосельская прожила в осажденном городе. Работала в военном госпитале, в военно-пересыльном пункте, на лесозаготовках, на строительных работах по восстановлению Ленинграда. Одновременно училась в Таврическом училище (ныне художественное училище им. Н.К. Рериха). Многие её графические листы автобиографичны. По сути, это художественный документ эпохи. В серии цветных линогравюр «Ленинград в блокаде», в основу которой легли воспоминания о пережитом в те дни, с пронзительной остротой и убедительностью передан образ Северной столицы.

Открывая выставку, заместитель генерального директора Музейного комплекса «Вятское» Нина Юрьевна Мальцева, рассказала о том, что «Серия «Ленинград в блокаде» получила первую премию на конкурсе молодых ленинградских художников, имела хорошую прессу, несколько листов из нее закупил Русский музей».

Многие работы хранятся и в Музее-Печатне «Страницы истории печатного дела» села Вятское. Благодаря автору музея – петербуржцу Николаю Сердюкову, сыну Нины Новосельской, гости Вятского могут увидеть уникальные линографюры Нины Николаевны и познакомиться с другими работами всей династии художников Сердюковых-Новосельских.

Приветствуя гостей выставки «Ленинград в блокаде», директор музея «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров отметил мужество музейных сотрудников, сохранявших в тяжёлое блокадное время историко-культурное наследие Петербурга.

С приветственным словом к собравшимся обратился управляющий архивами Ярославской области Евгений Леонидович Гузанов, который сообщил о совместном с петербургскими архивами проекте, который позволит узнать судьбу погибших в блокаду ленинградцев.

Война и блокада показали, что человек способен вынести любые испытания во имя чести и свободы Родины. В городе, несмотря на блокаду, дикие условия жизни, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Но вопреки всему город выстоял и выжил. Восстановление города, разрушенного во время яростных бомбардировок, можно считать таким же чудом, как и его строительство в начале XVIII века. В 1944 году к концу блокады в Ленинграде не было ни одного здания, не поврежденного от попадания снарядов и осколков, а некогда великолепные дворцы в пригородах превратились в руины. Но всего через десять лет, уже в середине 1950-х, город, словно Феникс, возродился из огня и пепла, вернув себе славу одного из красивейших европейских городов.

«Город и горожане»

О повседневной жизни Петербурга в художественной культуре XIX века рассказывает фотовыставка графики из собрания музея «Исаакиевский собор». Этот период по праву называют «золотым веком»: небывалого расцвета достигла живопись, литература, музыка, театральное искусство, завершилось нарядное оформление облика центральной части Петербурга.

C первого камня возводили новую столицу вятские умельцы.  1502-х крестьян Костромского и заволжской части Ярославского уездов с центром в селе Вятское были направлены Петровским Указом на строительство Санкт-Петербурга. Они вместе с семьями составили в то время добрую половину жителей нового города. Строительство ширилось, и из Вятского в Северную столицу отправлялись новые артели каменщиков, штукатуров, лепщиков, мостовщиков, кровельщиков. Благодаря высокой квалификации вятские мастера получали заказы на выполнение наиболее ответственных работ от самых знаменитых архитекторов. Плеяду архитектурных жемчужин Петербурга, построенных вятскими мастерами, можно увидеть в Мультимедийном музее «Музей русской предприимчивости» села Вятское, а городские виды, панорамы и проспекты Петербурга XIX века – на выставке «Город и горожане», открытой Музейным комплексом «Вятское» совместно с Государственным музеем «Исаакиевский собор».

Сотрудничество двух учреждений культуры продолжается второй год: договор о взаимодействии был торжественно подписан в 2023 году, во время I Фестиваля «Дни Петербурга в Вятском». Открывая выставку директор музея «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.

Музыкальная столица в центре русской провинции

Если выставка музея «Город и горожане», открывшаяся в Вятском 20 апреля, была третьей в совместной работе двух музеев, то Концертный хор Санкт-Петербурга, родным домом которого являются своды музея «Исаакиевский собор», выступил в Вятском впервые. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра – заслуженный артист России Владимир Беглецов. Дирижёр – Андрей Охлобыстин.

В киноконцертном зале села Вятское звучали «Народные и популярные песни для мужского хора». Яркий, самобытный концертный мужской хор исполнил древние церковные распевы XV века, русские народные и авторские песни.

Следует отметить, Санкт-Петербург – признанная «культурная столица России», именно здесь открылись первые в России консерватория и филармония и первое в мире филармоническое общество. Вятское же по праву называется «центром русской провинции».

В продолжении музыкальной части фестиваля в мультимедийном арт-пространстве «Некрасов» состоялся концерт «Мариинский театр в гостях у Вятского». На сцене выступила солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Оксана Шилова. Концертмейстер — лауреат международных конкурсов, заслуженный артист РСО-Алания Анатолий Кузнецов.

Закончился фестиваль гастрономическими открытиями: в ресторане села прошла «Трапеза по-питерски» – дегустация традиционных блюд петербургской кухни. Гостям были предложены два варианта трапезы из трёх блюд (постный и скоромный).


 

ИНФОРМАЦИЯ:

МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС «ВЯТСКОЕ» является первым в России негосударственным музеем федерального значения, членом Союза музеев России и ИКОМ, обладателем Гран-При Международного фестиваля «ИНТЕРМУЗЕЙ»-2015 г. Музейный фонд включает в себя более 30 000 редчайших музейных экспонатов. Комплекс «Вятское» занимается музейной деятельностью, вопросами реставрации, сохранения и популяризации культурного материального и нематериального наследия. Основатель и учредитель – Олег Алексеевич Жаров, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ «ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР» — уникальный историко-художественный комплекс, объединяющий Исаакиевский собор, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) и Часовню-музей Спаса на Крови. Эти объекты являются памятниками истории и искусства мирового значения, а также одними из наиболее значительных произведений храмовой архитектуры XIX–XX века, которые выделяются в ряду других, как по художественным, так и по техническим особенностям.

Деятельность музея обширна и многогранна: здесь проводятся экскурсии, осуществляется просветительская работа и научная деятельность, проводятся конференции, открываются художественные выставки, разрабатываются специализированные экскурсионные маршруты для маломобильных посетителей. Музей выпускает научно-популярные книги, художественные альбомы и сборники научных трудов.

 

КОНЦЕРТНЫЙ ХОР САНКТ ПЕТЕРБУРГА основан в 1991 году. С 2004 г. деятельность хора развивается под эгидой Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Всё это время коллектив возглавляет заслуженный артист России Владимир Беглецов. Хор имеет мировую известность. Его горячо принимают в Москве и европейских столицах, в маленьких и крупных городах России – от Калининграда до Новосибирска, в Китае и Казахстане... Но прежде всего коллектив является одним из главных культурных символов Северной столицы. В репертуаре хора музыка всех эпох и стилей: Бах и Танеев, Моцарт и Чайковский, Брамс, Орф, Шостакович, Свиридов, Гаврилин, Пендерецкий, Десятников... Почти каждый сезон отмечен мировой премьерой – многие современные композиторы посвящают выдающемуся коллективу свои сочинения. Концертный хор Санкт-Петербурга выступает на всех крупнейших концертных площадках города и является постоянным участником лучших музыкальных фестивалей: «Звезды белых ночей», «Площадь Искусств», «Музыкальная коллекция», Московский Пасхальный фестиваль и других. Среди творческих партнеров — симфонические оркестры Санкт-Петербургской филармонии, Государственной капеллы, дирижеры Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Кшиштоф Пендерецкий и многие другие.

 

Нина Николаевна Новосельская (1926-1987).

Родилась в Ленинграде, в семье Николая Марковича и Нины Федоровны Новосельских. Художников в семье не было, тяга к рисованию появилась сама собой и уже в 1936 году рисунки Нины были опубликованы в числе лучших работ юных дарований СССР. Нина часто болела и рисовала в постели. Училась в Средней Художественной школе при Академии художеств, закончить которую не позволила война. Семья не покинула блокадный Ленинград. Все 900 блокадных дней жили в осажденном городе. Нина продолжала учиться в единственном, оставшемся в городе художественном учебном заведении – Таврическом училище, (ныне – училище им.Н.К.Рериха). Училась и работала, каждый день проделывая путь с Кирочной улицы до Военно – пересыльного пункта на Фонтанке 190(пересечение с Гороховой улицей).   Читая оставленные Ниной Николаевной записи, поражаешься, как она смогла преодолеть все лишения, голод, холод, постоянный страх за себя и близких, смерть.

После войны поступила на графический факультет Академии художеств. Поступала три раза, каждый раз сдавая экзамены на одни пятерки, но поскольку она не фронтовик, ее не брали. В Академии познакомилась со своим будущим мужем – Владимиром Ивановичем Сердюковым. В 1952 году родился сын – Николай.

Окончив Академию с отличием, Нина Николаевна большую серию графических листов посвятила пережитой блокаде Ленинграда. Серия получила первую премию на конкурсе молодых  ленинградских художников, имела хорошую прессу, несколько листов из нее закупил Русский музей. Однако, судьба приготовила Нине Николаевне страшный сюрприз. В 1961 году художницу, ожидавшую на стоянке такси, сбила «Победа».

Последствия этой катастрофы сильно повлияли на дальнейшую жизнь Нины Николаевны, хотя она упорно и плодотворно работала почти до самой смерти в 1987 году от онкологического заболевания.

В 1962 – 63 годах была создана серия графических листов «Женщины нашего города», посвященная ее современницам. В 1965 – 67 годах листы, посвященные роли женщины в Великой отечественной войне.  Выразительнейший лист «Матери – сестры» предвосхитил известную картину  Моисеенко. Листы «На защите любимого города», «На Пискаревке», «Мальчишки России» незаслуженно забыты.  В 1967 – 69 годах Нина Николаевна  работала над портретами мастеров искусств. Ею были созданы многочисленные эскизы углем, линогравюры «Людмила Зыкина», «Муслим Магомаев», «Вано Мурадели и Иосиф Кобзон». Следует отметить триптих «Память» (цветная линогравюра, 1975 год), портреты поэтов Цветаевой, Маяковского, Есенина, Блока, Вознесенского (цветной карандаш, 1982 год). Заключительным аккордом творчества мастера стала серия  гуашей «Моя семья в блокаде».

Нина Николаевна была очень сильным, активным, целеустремленным и необыкновенно талантливым человеком. Частица ее таланта сохранилась для нас в ее графических  листах.

Партнеры