Народное образование в селе Вятском (Н.Ю. Мальцева, Ярославское отделение историко-родословного общества)

Н.Ю. Мальцева, Ярославское отделение историко-родословного общества        

Село Вятское находится на востоке Ярославской области в 30 километрах от города Ярославля в пределах Костромской низины.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона читаем: "Наиболее значительное из сел Даниловского уезда Вятское, имеющее 1000 жителей, 2 православных церкви, 2 богадельни, много каменных домов, мощеные улицы, так что село может быть названо небольшим городком".

Вятское было селом казенным, в нем проживали государственные крестьяне. Именно здесь было открыто в 1842 году первое в Даниловском уезде народное училище, и только через десять лет училище такого же типа появится в другом казенном селе Даниловского уезда — Середе, а еще через десять лет в селе Тороповском.

Училище было трехгодичным, находилось оно в ведении Министерства государственных имуществ, помещалось в общественном здании вместе с волостным правлением. Здание было двухэтажным, стояло на горе перед Воскресенской церковью, школа располагалась на втором этаже. Из отчетных ведомостей о состоянии школ за 1866 год  узнаем, что финансирование училища осуществлялось из общественного сбора: 260 руб. 50 коп., 200 из которых шло на жалованье наставнику, 17 - сторожу, 30 - на отопление, и 13,50 на учебные пособия.

Из перечня, приводимого в отчетах, легко представить обстановку в классе, где проходило обучение крестьянских ребятишек: четыре стола со скамьями, стул учителя, в углу шкаф, икона на стене. Учителем был Андрей Дмитриевич Тихомиров, окончивший курс семинарии в 1851 году, учащихся 42 человека, из них 30 мальчиков, 12 девочек.

В середине 60-х годов, когда страна вступила в полосу "Александровских реформ", система начального образования видоизменилась. На баланс земских структур переданы все сельские уездные училища, находившиеся в ведении Министерства государственных имуществ. И Вятское народное училище с 1865 года стало именоваться начальной земской школой. Вятская начальная земская школа была одноклассной, то есть обучение в ней велось 3 года. Крестьяне предпочитали одноклассные школы, т.к. это связано с ранним приобщением детей к сельхозработам.
       
По постановлению губернского земского собрания от 8 декабря 1867 года содержание школ отнесено на губернский земский сбор.
       
10 августа 1868 года Даниловская уездная земская управа обращается в губернскую с просьбой выслать сумму, причитающуюся с июня этого года на содержание Вятского и Середского училища, т.к. наставники этих училищ неоднократно являлись за получением денег, следующих на содержание их и училищ.
       
По постановлению Ярославской земской управы от 10 декабря 1869 года было отнесено на уездный счет содержание школ. И с этого момента жалованье учителя зависит от возможности уезда. Заработная плата учителя, преподающего в Даниловском уезде, в два раза меньше заработной платы учителя, преподающего в Мышкинском уезде. 
       
Весьма любопытным кажется сообщение Даниловского земства о том, что Середское училище находится в более выгодном положении в педагогическом отношении, чем Вятское, что зависит от личности наставника. 
       
Земство заботится о повышении профессионального уровня педагогических кадров. С этой целью собирается в 1871 году первый учительский съезд. На этот съезд от Даниловского уезда направляются только два человека: вятский сельский учитель Андрей Дмитриевич Тихомиров и Марья Ивановна Зеленцова из Тороповского. Однако А.Д. Тихомиров на съезде не присутствовал по причине болезни. 
       
Неудивительно, что всего два человека были направлены на съезд, ведь в Даниловском уезде в это время было лишь три учебных заведения. Такое бездействие Даниловского уездного земства в отношении народного образования объясняется тем, что земские обязанности делились на обязательные и необязательные. Народное образование относилось к последним.
       
В начале 70-х годов 19 века развернули на ярославской земле пропагандистскую деятельность революционеры - народники. Село Вятское и его окрестности стало той площадкой, где эта работа шла наиболее активно. Известный революционер - народник Н.А. Морозов в своих воспоминаниях написал: " Ни в каком другом месте России пропаганда революционных идей среди крестьян не велась так успешно и в таком крупном масштабе, как здесь". 
       
В 1872 году, не закончив университет, поехал в доставшееся по наследству село Потапово Даниловского уезда Александр Иванович Иванчин - Писарев, сын богатого ярославского помещика, одержимый желанием беззаветного служения народу.
       
Начал он свою деятельность с просвещения, принял активное участие в делах земства по народному образованию. На свои средства он устроил в Потапове образцовую школу для крестьянских ребятишек, организовал столярную мастерскую на артельных началах "по Чернышевскому".  От крестьян он был избран в гласные уездного земства. В 1873 году организовал учительский съезд двух уездов, на котором постановили: основать при земской управе склад литературы для крестьян. Иванчину - Писареву поручалась продажа книг. С этой целью он открывает две лавки, одну в селе Вятском, что в пяти верстах от Потапова, другую в Середе, в них продавались и изделия столярной мастерской. Книжки также разносились по деревням Александром Степановым, для которого Александр Иванович выхлопотал разрешение быть книгоношей.  Среди одобренных цензурой книг были и революционные воззвания к народу.

В Потапове перед усадьбой Иванчина - Писарева были выстроены качели, карусели, приспособления для гимнастических упражнений. По свидетельству Николая Александровича Морозова, каждое воскресенье собиралась в Потапове молодежь из окрестных деревень - человек по 500. Звучала музыка, водили хороводы, пели песни. С особым воодушевлением пели известный вариант приволжской "Дубинушки", автором которой был Дмитрий Клеменц. Местонахождение Иванчина Писарева легко было определить по неумолкаемым взрывам хохота.

Вера Фигнер писала: "Он обладал несравненным умением подойти к простому человеку, говорить с ним его языком - качества, доставлявшие ему среди крестьян популярность и влияние". 
По приглашению Иванчина - Писарева в январе 1874 года приезжает в село Вятское его товарищ по революционному кружку, доктор Иван Иванович Добровольский, только что закончивший Петербургскую медико-хирургическую академию. Поселился он в доме кузнеца Ерахтанова. Здесь он не только принимал больных, но и готовил лекарства, делал небольшие операции. Навещая больных, давал им медицинские советы, беседовал о быте, раздавал книжки по вопросам естественных наук, разбирал социальные причины тех бед, от которых страдали крестьяне, подводя к мысли о необходимости борьбы за лучшую жизнь.
       
В марте 1874 года Иван Иванович Добровольский пригласил к себе на работу акушерку Марию Платоновну Потоцкую, свою знакомую по революционным кружкам. Оба они по происхождению были дворянами.
       
В автобиографическом очерке И.И. Добровольский написал: "Я ехал в деревню, проникнутый страстным желанием отдать свои силы и способности на служению народу, работать на это непокладая рук" Движимые этими же чувствами приехали в мае этого же года в Потапово Дмитрий Клеменц, Николай Морозов, Петр Добровольский, Исаак Львов, Николай Саблин. О налаженной распространившейся по волости работе узнали в революционных кружках обеих столиц. 

10 июня 1874 года, в 9 часов вечера, в Ярославское губернское жандармское управление явился житель деревни Подольное Даниловского уезда Вятской волости Тимофей Иванович Буков, который сообщил, что неслужащий дворянин А.И Иванчин - Писарев, проживающей в селе Потапово, распространяется среди местного населения преступные идеи, внушающие ненависть к существующему порядку. Писарев увлек в пользу проповедуемых идей и сына его Букова Николая Тимофеевича, который понял преступность образа действий Писарева и готов дать показания. 

12 июня 1874 года гостившая у Писаревых народница Олимпиада Алексеева прошла проведать доктора в село Вятское. У дверей квартиры Добровольского она, по свидетельствам Н. А. Морозова, обнаружила часового. Доктор в эту ночь был вызван далеко к больному. Пришедшие становой, исправник и полицейские с солдатами, не найдя Добровольского, ушли, запечатав двери и приставив к ним часового. Внизу остались солдаты. Олимпиада Алексеева зашла в комнату Потоцкой, которую застала в слезах и совершенно беспомощном состоянии. Но находчивая девушка тотчас начала действовать. "Увидев, что комната акушерки отделялась от комнаты доктора лишь промежуточной стеной, в которой находилась запертая дверь, заставленная шкафом, она принялась отодвигать его и во многом преуспела в этом. Ключ от комнаты Потоцкой подошел к двери, и, отперев ее, Алексеева проникла в комнату Добровольского за спиной у ничего не подозревающего часового. Она забрала запрещенные книжки, завернула их в шаль Потоцкой и, замкнув дверь и заслонив ее по-прежнему шкафом, вышла со своей ношей вон и отправилась из села через поле по направлению к Потапову".
       
А.И. Иванчин-Писарев, Н.А. Морозов, И.И. Добровольский были предупреждены о доносе. Писарев скрылся, Морозов и Добровольский сочли, что донос касается только Писарева.
       
Возвращающуюся из Вятского Алексееву догнали две тройки. В передней сидел становой и незнакомые ей офицеры, а в задней полицейские и солдаты. Становой любезно предложил Алексеевой доехать вместе с ними и сообщил, что едет в Потапово по весьма печальному случаю - поступил какой-то донос.
       
Можно себе представить смятение девушки, когда она, войдя в дом узнала, что все компроментирующие вещи вынесены, и вот они вновь внесены ею. Находчивая девушка и тут не растерялась, "обежав кругом все комнаты и не найдя место, где спрятать, увидела наконец посреди кухни корзину с мокрым бельем. Она подбежала к ней, приподняла белье, сунула на дно корзины содержимое своей шали и затем прикрыла снова мокрым бельем.
       
Полиция перевернула вверх дном весь дом. Все было разобрано и пересмотрено, а корзина так и осталась стоять посреди кухни". 
       
Н.А. Морозова, который жил в 12 верстах от Потапова в деревне Коптево, предупредили о произведенном в Потапове обыске. Он успел скрыться. Идя по лесу, он услышал стук экипажей и увидел две тройки, которые направлялись в его деревню.

К Добровольскому, находящемуся на вызове, крестьяне послали гонцов, чтобы предупредить доктора о нависшей опасности и помочь скрыться. Но Добровольский принимает решение вернуться в Вятское, так как боится, что имеющиеся у него книги могут скомпроментировать товарищей. Жандармы ничего не нашли на квартире у Добровольского.

И.И. Добровольский и М.П. Потоцкая, вследствие прямого указания со стороны Букова, были арестованы и препровождены в тюремный замок. 

Писаревых столяров на допросе запугивали: "Всех в Сибири сгноим, если что утаите!" Особенно много наговорили на доктора, потому что он один был арестован из мужчин.
       
А вот ребятишки, учившиеся в школе, организованной Писаревым, повели себя иначе: "-те чистыми молодцами оказались! Никаких угроз не побоялись! " Рассказывайте все, чему учила вас барыня!" - спрашивают жандармы и тоже Сибирью пугают. А они отвечают, что учила всему, что в школе полагается. "А учила вас, что правительство плохо и нужно вместо него другое - выборное?" "Нет, - говорят, - никто нам этого не говорил, от вас первый раз слышим".
       
Дети, по словам Н. А. Морозова, не уничтожили ни одной книжки, все их закупорили в стеклянные банки, которые завязали клеенкой и зарыли в лесу в землю. Каждую неделю ходили в лес, вырывали одну банку и читали книгу, а двое по очереди ходили часовыми, чтобы кто не подошел невзначай. 
       
Тимофей Иванович Буков, - как следует из письма начальника Ярославского губернского жандармского управления ярославскому губернатору от 6 июля 1878 года, способствовавший раскрытию противоправительственной деятельности Иванчина - Писарева и тем самым навлекший на себя недружелюбное отношение к себе крестьян деревни Подольной, вынужден был сменить место жительства. Он продает дом и переезжает в Середу, где в базарные дни торгует орехами, пряниками и другим товаром. По своим религиозным убеждениям Т.И. Буков старообрядец - беспоповец. 
       
Крестьяне в основной своей массе сочувственно относились к народникам, но были и такие, как Т.И. Буков, которые за донос желали получить вознаграждение.
       
По делу народников был большой процесс 1877 года (193-х), согласно которому "врач И.И. Добровольский приговорен к 9-летней каторге и подлежал заключению под стражу 23 мая 1878 года, а 22 мая этого года неизвестно куда скрылся". 

Мария Платоновна Потоцкая по делу 193-х признана невиновной, но подверглась административной высылке.

Олимпиада Григорьевна Алексеева проходила по этому процессу, признана невиновной, впоследствии отошла от движения.
       
Н.А. Морозов также был в списке участников процесс 193-х. Против его фамилии помечено: " К родителям на попечение и под надзор".
       
А.И. Иванчин - Писарев, находясь на нелегальном положении, продолжал участие в революционной деятельности народников. В1881годупо доносу ярославского помещика Полозова был арестован и выслан на 8 лет в Сибирь.
       
"Крестьянство, в воспоминаниях Писарева, - сложная и многоликая масса: здесь "богомолы" и "атеисты"…жадные до книг грамотеи и охотно употребляющие их на цигарки". 
       
В середине 70-х годов земская деятельность в отношении народного образования была расценена правительством как колебание основ государственного строя.
       
Однако в Даниловском уезде с 1870-1890 год было открыто 20 начальных земских школ. Петербургским купцом из вятских крестьян С.Л. Кундышевым-Володиным, по инициативе графа Д.А. Толстого и при содействии директора Демидовского юридического лицея М.Н. Капустина, было устроено на месте родины Кундышева-Володина в деревне Шило-во 2-х классное училище с интернатом и домовой церковью на 100 учащихся.

Интерес народа к образованию рос. Если мы проанализируем статистические данные по Вятской начальной школе, то убедимся в этом:
Здание богадельни и Вятско-Успенской церковно-приходской школы 1866 год — 42 учащихся
1878 год — 58 учащихся
1883 год — 118 учащихся
И с 1880 года в Вятской школе преподают уже 2 учителя.

Альтернативой земской школе стала церковно - приходская. 13 августа 1884 года Александром III утверждены "Правила о церковно - приходских школах". Этим событием открывалась духовенству свобода просветительской деятельности. Главным источником содержания церковно-приходских школ были местные средства прихода, к которым относились добровольные и обязательные денежные сборы прихожан на школу, плата за обучение детей с родителей, частные личные пожертвования, сборы посредством особых кружек, обносимых во время богослужения. В случае действительной бедности прихожан священники могли обращаться к епархиальному начальству и Братству во имя святителя Димитрия.

В селе Вятское в 1886 году открылось церковно-приходское училище Вятско-Успенское при Успенской церкви. Оно помещалось в здании Кундышево-володинской богадельни и имело одну классную комнату и одного преподавателя. Учебных дней в году было 118, срок обучения - 3 года, заведовал школой священник К.Горицкий, законоучитель священник А. Смирнов, учитель дьяк Л.Вознесенский. В 1896 году в школе обучалось 7 мальчиков и 8 девочек. С 1893 года попечителем школы была купеческая вдова А.С. Володина. К Успенской церкви относилась и Еремеевская церковно-приходская школа. Открыта она была в 1890 году. Называли ее еще и Еремеевская церковь-школа, так как церковь и школа размещались в одном здании.

Находилась школа верстах в трех от села Вятского в деревне Еремеево. Заведовал школой священник К. Горицкий, учитель и законоучитель И. Наумов Попечителем с 1890 года был крестьянин села Вятского А.А. Чаадаев. Воспитанники церковно-приходских школ в дни воскресные и праздничные, а также по средам, пятницам посещали храм Божий, соблюдая строгий порядок при входе и выходе из него под надзором учащих; в церкви они становились впереди рядами, чтобы им лучше было созерцать великолепие богослужения православной церкви, старшие из воспитанников принимали участие в чтении шестопсалмия, кафизм и канона на всеношном бдении, а также прислуживали в алтаре, для чего им с разрешения местного архипастыря позволялось надевать стихирь. Утренние молитвы перед началом классных занятий исполнялись во всех школах епархии".  Еремеевскую церковно-приходскую школу закончила Попова (в замужестве Дубина) Елизавета Михайловна, что и удостоверяет сохранившееся свидетельство.
       
Обучение крестьянских ребятишек велось по следующим учебникам: церковно-славянская азбука Радонежского, сборник задач Гольденберга и Евтушевского, " Родное слово Ушинского", а также "Евангелие" и " Псалтирь". Начальная земская школа имела приоритетное положение с точки зрения наполняемости, это объясняется более высоким уровнем преподавания в ней и более прочными знаниями, получаемыми учениками. Но не только образовательный, но воспитательный процесс волновал сельских учителей. Из анкеты о школьном исследовании за 1897-1898 год узнаем: " Совместность правления и школы неудобна в том отношении, что при правлении имеется арестантская, в которую помещают особенно в базарные дни пьяных лиц для вытрезвления. Лица эти, конечно, производят всевозможные ругательства, которые ученики слышат. Помимо этого ученики становятся свидетелями разного рода драк и других дурных поступков, например, истязание одного из арестантов полицейским урядником и сотским в прошлом году. Видят все это ученики, потому что нет при училище отдельного двора, где бы можно было устроить игры".  Здесь же сообщается о том, что попечителем был крестьянин Николай Матвеевич Тихонов, получивший домашнее образование. Помощь его выражалась в пожертвовании и присмотре за хозяйственной частью школы. В отчетном году попечитель купил портреты государя императора и государыни императрицы стоимостью выше 30 рублей, а также самовар для кипячения воды для учеников.

7 июня 1900 года в селе Вятском была открыта бесплатная народная библиотека, заведующим которой был священник Василий Александрович Смирнов, библиотекарем - дьякон Николай Лаврович Студитский. Вначале библиотека располагалась в здании волостного правления в судейской комнате рядом с арестантским помещением. Это обстоятельство отталкивающим образом действовало на увеличение числа подписчиков и посетителей.

Помещение было тесным, совершенно не приспособленным для чтения, без вентиляции и других удобств. Потребность же в распространении полезных сведений в народе становилась все более ощутимой. Библиотека посещалась все большим количеством крестьян, а воскресные чтения с туманными картинками привлекали массу слушателей. Ввиду всего этого совет библиотеки заарендовал более просторное помещение в здании Депо вольной пожарной дружины, в связи с чем и обращается совет библиотеки в губернское земское собрание просьбой о выделении суммы в150 рублей на ремонт. Всего на приведение помещения в надлежащий вид требовалось более 300 рублей. В доме Глинкина был трактир, принадлежащий совету Вятской бесплатной библиотеки-читальни, вырученные средства шли на содержание библиотеки. Это ли не пример истинного служения своему народу! 
       
По своим религиозным убеждениям население Вятской волости не было однородным, по данным "Епархиальных ведомостей" за 1885 год, наибольшее количество старообрядцев Даниловского уезда проживало в приходах вятских церквей. Принадлежали они к разным толкам: беспоповский - филипповцы и поповщинский толк - окружники. К образованию старообрядцы относились как к предмету первой необходимости, но далеко расходились во взглядах на сущность образования. Филипповцы чуждались православных школ, считая их еретическими. Обучали детей сами по старопечатным книгам. Совершенную противоположность в отношении обучения своих детей представляли последователи австрийского священства - окружники. Они отдавали своих детей в школы без различия - земская или церковно-приходская. Все дети старообрядцев, обучавшиеся в школах наряду с детьми православными, изучали Закон Божий и усваивали не хуже последних. Однако не все усердно исполняли обряды по законам православной церкви. Об этом свидетельствовал священник села Вятского К. Горицкий.

Правительство считало просвещение мощным средством в ослаблении раскола. По-этому не случайно именно в селе Вятском в 1908 году 28 сентября было открыто 4-х классное городское начальное училище. Здание было выстроено специально: двухэтажное, каменное, с просторными классами, большими коридорами, широкой парадной мраморной белой лестницей.

Постройка здания стоила 32 тысячи, принадлежало оно казне. Первый год обучалось 30 мальчиков. На следующий учебный год было принято еще 12 мальчиков. Возраст детей от 12 до 15 лет. В одном здании со школой помещался буфет и общежитие.

Учительницей Вятской средней школы Сончилеевой Зинаидой Степановной и ее учениками в 1978 году к юбилею школы были записаны воспоминания старожилов. Чистяков Михаил Евлампиевич свидетельствовал: " В 1905 году со всех кирпичных заводов, что были в окрестностях Вятского, стали привозить кирпич к месту строительства, и за 3 года выросло красивое двухэтажное здание. Мне не пришлось в нем учиться: к этому времени я уже закончил Вятское трехклассное церковно-приходское училище". Аксенова В. А. вспоминала: "…торжественно открывали Вятское четырехклассное училище в сентябре 1908 года. Был теплый осенний день. К зданию училища собрались все жители Вятского - взрослые и дети. На открытие приехал губернатор. На крыльце чинно стояли вятские купцы… Мне так хотелось поступить в новое училище, я плакала, просила отца посодействовать этому. Отец переговорил с купцом Лядовым, но тот сказал: "Хватит девчонке и трехклассного у печки-то стоять, не порти ей жизнь".

Также в 1908 году в деревне Елохино Вятской волости была открыта старообрядческая школа, в которой обучалось до 20 ребятишек.

В этот период попечителями вятских школ были следующие лица: Китицин В. А - Вятское городское четырехклассное училище, Озеров И.Г. - Вятская начальная земская школа, Озеров А.Г. - Еремеевская церковно-приходская школа.

1 января 1917 года был учрежден Даниловский отдел народного образования. Он состоял первоначально из одного лица, в течение этого года были приглашены в него делопроизводитель и машинистка. Бюджет отдела оставался чрезвычайно скромным при растущей дороговизне. Со времени Февральской революции начинается в деятельности отдела некоторое оживление.

Отдел созывает первые в уезде съезды по народному образованию, в мае месяце устраиваются инспекторские курсы по политпропаганде, значительно увеличивается число народных чтений, понемногу начинает оживать библиотека. Финансовый вопрос становится поперек дороги всем начинаниям. В конце 1917 года закончился болезненный процесс перехода церковно-приходских школ в ведение органов местного самоуправления.
       
В январе и феврале 1918 года наступил самый тяжелый период, когда земство, как и большинство их по всей России, осталось без средств, и делу народного образования в конце февраля, когда Совет взял в свои руки функции земства, грозил распад.
       
Прибавки к жалованью учащим на растущую дороговизну осуществлялись из средств совдепа, кредиты из комиссариата просвещения приходили с большим запозданием". 
       
Советским правительством были приняты законоположения, направленные на уничтожение старой системы народного образования и создания новой. Основным был утвержденный ВЦИКом 30 сентября 1918 года декрет "Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики", предусматривающей строительство новой общеобразовательной средней школы, состоящей из 2-х ступеней: 1 ступень - 5 лет обучения, 2 ступень - 4 года. 
       
В Даниловском уоно была открыта 11сентября 1919 года секция социального воспитания, которая занялась работой по открытию детских домов - коммун, куда принимались дети, родители которых не имели возможности обеспечить их продовольствием. Детские дом-коммуна №4 имени Бонч-Бруевича и детский дом-коммуна №5 имени Володарского были открыты в селе Вятское. В августе 1920 года в детском доме №4 содержалось 32 ребенка, в детском доме №5 - 22. Более 50% воспитанников детских домов были малокровные, больные цингой, худосочные, им требовалось усиленное питание. 
       
30 декабря 1920 года в уездный отдел народного образования поступили сведения о том, что существовавшая в селе Елохино Вятской волости при местной старообрядческой общине и закрытая в 1919 году школа вновь функционирует. В ней обучается 37 учеников, из них 25 старообрядцев. Занятия ведет учительница Мохова Анисия Георгиевна, которая наряду с письмом и чтением ведет чтение и объяснение Евангелия и Псалтири, а в местном старообрядческом храме преподается ученикам Закон Божий по старообрядческому учению. Уездный отдел народного образования обращается в губернский за разъяснением о возможности существования такой школы.
       
Распоряжением Даниловского УОНО от 14 февраля 1921 года запрещено в школах преподавать Закон Божий.
       
На территории Вятской волости существовало в 1921 году 7 школ:

Название школы

Вятская 1 и 2 ступени
Бардуковская
Григорьевская
Кундышево-Володинская
Николо-Отводнинская
Потягинская
Трофимовская

Количество учеников

248
28
28
108
82
36
37

Учителей

11
1
1
3
2
1
1

С переходом на мирное строительство существующая структура школы была частично заменена. Коллегией Наркомпроса 3 августа 1922 года было утверждено "Общее положение о социальном воспитании и политехническом образовании". Вся система социального воспитания детей проводилась через учреждения дошкольные (от 3 до 7 лет) и школы первой ступени с четырехлетним курсом обучения (с 7 до 12 лет) и второй ступени с пя-тилетним курсом обучения (от 12 до 16 лет включительно). Преподавание в стенах школы и других учреждениях социального воспитания какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов культа не допускается и преследуется по статье 121 Уголовного Кодекса РСФСР, издания 1922 года.
       
В мае 1934 года было опубликовано постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы СССР". 5 августа 1934 года Совнаркомом был утвержден "Устав начальной, неполной средней и средней школы". Устанавливалась совершенно новая структура школы: начальная школа - 4 года (от 8 до 12 лет), неполная средняя 7 лет (от 8 до 15 лет), средняя школа - 10 лет (от 8 до 18 лет). 
       
С 1938 года Вятская школа стала десятилеткой, первый выпуск совпал с началом Великой Отечественной войны.
       
Вятской средней школе повезло с учителями, многие из них, приехав сюда после окончания вуза, остались здесь навсегда: более 50 лет живут на Вятской земле Голосовы Лидия Ивановна и Олег Николаевич, нашли здесь свою судьбу Урандина Мария Васильевна, Котова Галина Александровна, Петряева Анна Федоровна, Воронцова Софья Николаевна. Они воспитали не одно поколение вятских ребятишек. Вятская средняя школа стала для своих учеников образовательным, духовным, культурным центром. Она дала им путевку в жизнь.
       
В 50-х годах 20 века было открыто в селе Вятском училище механизации, которое стало кузницей сельскохозяйственных кадров области. Училище просуществовало до 1995 года.
       
Образование в селе Вятском прошло славный путь. Очень хотелось бы, чтобы замечательные традиции прошлого не были утрачены, и Вятская средняя школа нашла своих попечителей в лице государства, общественности, бывших выпускников и обрела столь необходимую материальную поддержку.

Источники

1. ГАЯО, Ф.485, оп. 1, д.75. Отчетные ведомости о состоянии школ.
2. Никольский А.М. Очерк деятельности Даниловского уездного земства по народному образованию (1864 - 1904), Я., 1906.
3. ГАЯО, Ф.485, оп. 1, д.100. Доклады о содержании сельских и городских училищ, 10 мая 1869г.
4. ГАЯО, Ф.485, оп.1, д.165.Список учителей, назначенных на учительский съезд в г. Ярославле, 1871г.
5. Морозов Н.А. Повести моей жизни.
6. Чихачева Е. Доктор - пропагандист в селе Вятском, "Северный рабочий", 1977 год, 13 августа.
7. ГАЯО, Ф.906, оп. 4, д.30. Дело по предметам, касающимся всех трех дознаний о противоправительственной пропаганде по годовой описи 1874 года
8. Морозов Н.А. Повести моей жизни.
9. Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Писатели Ярославского края, Ярославль, Верхне - Волжское книжное изда-ние, стр.215.
10. Чихачева Е. Доктор - пропагандист в селе Вятском, " Северный рабочий", 1977 год, 13 августа.
11. ГАЯО, Ф. 906, оп.4, д.30. Дело по предметам, касающимся всех трех дознаний о противоправительственной пропаганде по годовой описи 1874 года.
12. Морозов Н.А. Повести моей жизни.
13. ГАЯО, Ф.906, оп. 4, д.30. Дело по предметам…
14. Морозов Н.А. Повести моей жизни.
15. ГАЯО, Ф.73, оп. 4,д.3354. Дело по ходатайству Т.И. Букова.
16. ГАЯО, Ф. 73, оп. 4, д. 3323. Дело о розыске И. Добровольского.
17. Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Писатели Ярославского края, Я., Верхне - Волжское издательство, 1990 г., стр.216.
18. ГАЯО, Ф.485, оп. 2, д. 298. Сведения о школах Министерства и Синода.
19. Успенский Н.П. Церковные школы Ярославской епархии за 25лет. Я., 1909г.
20. ГАЯО, Ф. 485, оп. 2, д. 298. Сведения о школах Министерства и Синода.
21. Дмитриевский В. И. Отчет о церковных школах Ярославской епархии,1994-5 учебный год, Я.,1896г., стр. 66-67.
22. ГАЯО, Ф.485, оп. 2, д. 36. Анкета о школьном исследовании. Год 1897-1898.
23. ГАЯО, Ф.485, оп.4, д.981, 982. Сведения о состоянии библиотечного дела в Ярославской губернии. Краткие отчеты о состоянии народных библиотек.
24. Дмитриевский В. Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним, Я., 1892 г., стр.13.
25. Иеромонах Корнилий. Обозрение современного состояния раскола. Я., 1909г.
26. ГАЯО, Р-178, оп.2, д.8. Доклады о деятельности Даниловского уоно за 1918-1919 г.
27. Новые исследования по истории советской педагогики и школы. Сборник научных трудов, Я., 1976 г. Иванов А.Г. Становление и развитие советской педагогики, отражение этого процесса в новых учебниках педагогики, стр. 4.
28. ГАЯО, Р-178, оп.1, д. 268. Сведения о количестве детей и служащих Даниловского уоно.
29. ГАЯО, Р-178, оп.1, д.842. Списки школ Даниловского уезда.
30. Новые исследования по истории советской педагогики и школы. Сборник научных трудов, Я., 1976 г. Иванов А.Г. Становление и развитие советской педагогики, отражение отражение этого процесса в новых учебниках педагогики, стр 19.

Партнеры