Вятские огурцы хварские (Марина Шиманская, "Северный край", №54(25351),28 марта 2009 г.)

      "Наиболее значительное из сёл Даниловского уезда Вятское, имеющее 1000 жителей, две православные церкви, две богадельни, много каменных домов, мощёные улицы. Так что село может быть названо небольшим городком" - узнаём мы из словаря Брокгауза и Эфрона.

       ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ
       Кто бывал в Вятском, знает, что по живописности ландшафта ему мало равных - вековые липы, взгорки-пригорки, вьющаяся речка, мостики, каменные дома с лепниной. Вероятно, обратил на него свой творческий взор и Н. А. Некрасов - его Кузьминское из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" имеет большое сходство с Вятским. Некоторые его наблюдения иронично обидны, но из стихов слов не выкинешь:
              ...А пуще того - грязное
              торговое село.
              По косогору тянется,
              Потом в овраг спускается,
              А там опять на горочку -
              Как грязи тут не быть!
       Кроме художественных свидетельств о жизни старинного русского села есть в Вятском и документальная летопись его прошлого. В конце прошлого года здесь открылся музей русской предприимчивости, возглавила который Нина Юрьевна Мальцева, уроженка Вятского, проработавшая в Ярославле больше двадцати лет учителем русского языка и литературы и вернувшаяся в родное село, чтобы стать его главным архивариусом.
       - Всё началось с того, что в 2006 году в Вятском поселился Олег Алексеевич Жаров, - рассказывает Нина Юрьевна. - Они с женой искали загородный дом и приехали в Вятское по объявлению о продаже дома. Красота села их поразила настолько, что они не только купили дачный дом, но вскоре переехали сюда всей семьёй. Он увлёкся изучением истории, культуры, традиций нашего села. Будучи энергичным и предприимчивым человеком, за два года успел здесь сделать столько хороших дел, что местные жители, говоря о нём, всегда добавляют: "Дай ему Бог здоровья". В селе построили купель с водой из святого источника, состав которой не уступает баден-баденской. Поставили памятник Александру I, убрав бюст Карла Маркса. На улицах стало уютнее, чище. Таблички появились - "Соблюдайте чистоту!" Помог он и школьному музею. А о музее села мы давно мечтали. Но мечты так и оставались мечтами, пока не появился Олег Алексеевич.

       КОПЕЕЧКА ЗА КОПЕЕЧКОЙ
       Вятское - памятник исторической застройки XVIII - XIX веков. С 1971 года его храмы, каменные дома, исторический ландшафт находятся под охраной государства. Не раз за это время составлялись планы по его реставрации и реконструкции. Памятников истории и архитектуры на древней земле немало, а денег на их содержание практически нет. Нужны частные инвестиции и "умные руки" порядочных людей. А где их взять? Они во все времена -редкость. Но Вятскому должно было повезти хотя бы потому, что в нём так ярко отразилась русская жизнь, хоть учебник истории пиши.
       - Говорят, что человек начинает интересоваться своими корнями после сорока лет. Вот и у меня так получилось, - рассказывает директор музея. - Сын-пятиклассник нашёл среди домашних книг старинную псалтырь, на форзацах которой от руки были сделаны записи. Я не могла ответить ему, о ком они, и у самой появилось желание это узнать. Начала поиск в архиве, оказалось, что мой род до девятого колена - старообрядцы. Нашла не только своих прадедов-старообрядцев, но и прадедов своих одноклассников. Потом попросили найти в архиве сведения о школе - так пошла тема просвещения. Одно за другое цеплялось, и "копеечка за копеечкой" начала собираться история села.

       КУСНЁШЬ-ЗАСНЁШЬ
       Возраст у села солидный. В архивной летописи сёл в XVI веке Вятское упоминается как слободка с торжками в семнадцать дворов. С происхождением названия не всё ясно: то ли оно досталось селу от славянских племён - вятичей, живших здесь в глубокой древности, то ли так отразились в нём особенности местных почв - вязкие. Знал бы Некрасов, что это сама природа сюда вязкости подкинула, не делал бы обидных поэтических намёков: как, мол, тут не быть грязи. Земли здесь низинные и плодородные, словно специально созданные для огородничества. Своими огурчиками Вятское славится и по сей день, но славу огуречной столицы давно утратило. Желающих заниматься, как теперь говорят, "рискованным земледелием" почти не осталось. Как видно, в XIX веке не знали, что огородничество здесь "рискованное", и ежегодно собирали до тридцати миллионов штук огурцов. Урожая хватало не только на близлежащие города, но и для поставок к императорскому двору, на Север и даже за границу - в Швейцарию и Швецию. Ещё в 1920-е годы выращиванием огурцов в Вятском занимались 600 - 700 человек.
       - Мои прадеды тоже занимались огородничеством, - продолжает свой рассказ Нина Юрьевна. - На рынок огурцы везли в специальных телегах, сделанных в виде жёлоба. Пять-шесть подвод - и в путь, на базар. Крупные огурцы складывали отдельно - специально для ребят, которые уже у рынка ждали вятский огуречный обоз. Встречали так: "Дедушка, голубчик, выкини огурчик, дядя дорогой, выкини другой". За огурцы ребята присматривали за конями, поили их водой. А продавцы хвалили свой товар так: "Вятские огурцы хватские, как куснёшь - так заснёшь". Ещё больше, чем свежие, любили и знали вятские солёные огурчики. Солили их в двухсотлитровых бочках, прямо в реке, там и хранили, спуская на дно. Такой способ засолки придавал вкусу огурца особенную прелесть.

       ПОДВИГ ТЕЛУШКИНА
       Не менее известны, чем огуречники, были и вятские отходники. Каменщики, кровельщики, печники, лепщики, мостовщики в 1907 году составляли половину местного мужского населения. Водосточные трубы украшали кружевами не хуже вологодских - ювелиры, а не кровельщики. Теперь об их мастерстве рассказывают музейные экспонаты да легенды.
       Самый известный вятский отходник - Пётр Телушкин. Он прославил родное село на всю Россию, отремонтировав в 1830 году в Петербурге повреждённый ураганом шпиль Петропавловского собора. Местные мастера просили за такую опасную работу огромные деньги, а Телушкин - только на расходные материалы. По винтовой лестнице, идущей внутри шпиля, он добрался до окна, сделал петлю вокруг шпиля и, обдирая в кровь руки, начал подъём к кресту. На себе он тащил ещё и верёвочную лестницу, чтобы закрепить её на шпиле.
       Демонстрируя чудеса промышленного альпинизма, на высоте 121 метра он за три недели починил кровлю, крест, фигуру ангела и позолотил шпиль. У собора внизу каждый день собирались люди и наблюдали за работой смельчака. Заплатили ему за это 500 рублей. А когда о его подвиге вышла статья в "Сыне Отечества", он удостоился даже царского приёма. Царь вручил ему серебряную медаль "За усердие" на Аннинской ленте, 5 тысяч рублей и царскую чару, в которую хозяин любого питейного заведения должен был наливать вино бесплатно. Говорили, что именно этот царский подарок и загубил Телушкина - мастер спился. По другой версии - кровельщик был отравлен, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет. А в Вятском Телушкины и теперь не перевелись.
       - Мы всех Телушкиных пригласили в музей вспомнить родственника. И что интересно - одни признают Петра своим родным, другие - нет. Надо будет в архиве разобраться, кто чей родственник, - ставит перед собой задачи Нина Юрьевна.

       ЗАМОК ПОНИЗОВКИНА
       Другая местная знаменитость - Никита Понизовкин. В этих краях он появился в 40-е годы XIX века, как гласит легенда, "с одной сумой". Крестьянин, одарённый предпринимательским талантом, построил первый паточный заводик, а за ним и химический. Через тридцать лет русский капиталист Понизовкин, владея в России четырнадцатью паточными заводами, задумал построить самое крупное паточное и химическое производство на берегу Волги. Не догадывался, видно, что есть дело куда выгоднее, чем строительство заводов. Обрядил бы толстых тёток в сарафаны - пусть песни поют, а сам прыгал бы водяным по волжскому берегу - вот бы иностранцев на эту красоту слетелось!
       А ведь оснований пригласить в эти края гостей тогда было гораздо больше, чем теперь. По берегам рек - липовые рощи. Под мёд кадушек не хватало - в лодки качали. В лесах тетеревов и голавлей - тьма. Охота и рыбалка - сравнить не с чем. Но ничего такого про туризм Понизовкин не знал и начал строить на Волге огромный по тем временам паточный завод.
       После странного исчезновения предпринимателя - уехал полечиться в Ярославль и не вернулся - в 1867 году за работу взялись его жена и сыновья. Дело успешно завершили, а в 1914-м рабочий посёлок украсило здание огромных размеров и необычной для среднерусского пейзажа красоты. Замок Понизовкиных, давно пустующий и полуразрушенный, и теперь выглядит величественно. Тогда подобного ему ни по архитектуре, ни по роскоши внутреннего убранства и отделки в губернии не было. По преданию, построил его Никита Понизовкин, внук основателя завода, для своей невесты -француженки. Позолоченные карнизы, обитые шёлком и парчой стены, наборный паркет, зимний сад под стеклянной крышей, фарфор, хрустальные люстры, богатейшая библиотека в коммунистическом будущем не требовались, поэтому почти всё истребили до основания. Затем замок стал школой, потом клубом и библиотекой, плавно перешедшей в развалины.
       Современным предпринимателям, как видно, далеко до Понизовкина - не даётся им производство патоки. В 2008 году завод и вовсе встал, оставив жителей посёлка с революционным названием Красный Профинтерн без последней надежды на работу. Полуразрушенный замок стал символом нашего неумения распорядиться своим архитектурным наследием и провальной организации системы охраны памятников, при которой охраняемый объект беспрепятственно превращается в руины.

       ВЕРНОСТЬ СЛОВУ
       Но теперь у замка наконец-то появился хозяин - Олег Алексеевич Жаров. После реставрации в нём планируют открыть гостиницу. Высказанное мной сомнение - трудно осуществить такой проект во время кризиса - Нина Юрьевна уверенно опровергла. Жаров слов на ветер не бросает, что задумал - делает. Верность слову роднит его с русскими купцами - только в России вместо юридически оформленной сделки можно было просто "ударить по рукам". Есть в его характере и ещё одно свойство, позволившее ему стать в Вятском своим: способность к помощи, которая не приносит дохода.
       - Бабушка моя любила повторять: "Не постись, не молись - милость сделай". В нашем селе это издавна считалось правилом жизни. На купеческие деньги построено здание двуклассного училища в Шилове, в Вятском - богадельня, двухэтажная школа. Купцы Вятского построили училище, на содержание которого шли деньги из общественного сбора, - перечисляет самые значительные благотворительные проекты прошлого Нина Юрьевна. И дальше рассказывает такие истории, которые разрушают мифы о жизни русской деревни.
       - Крестьяне сами понимали, что образование им необходимо. В отчёте совета Вятской бесплатной библиотеки указывали, что в помещении постоянно душно от большого количества читателей. Библиотекарем был священник, его помощником - дьяк. Совет библиотеки открыл трактир - все средства от него шли на приобретение книг. Список книг поражает и количеством разделов, и количеством экземпляров.
       Как же быть с нашими представлениями о темноте и пьянстве русского крестьянина? Тёмные не читают, а пьяные не выращивают по тридцать миллионов огурцов и не строят такие дома, которые служат селу до сих пор. Вот и музей расположился в доме старообрядца Ивана Галочкина. Они с женой строго смотрят с портрета, занявшего своё место в экспозиции. А вот их старая вера жива и поныне - старообрядческая церковь в Елохове не закрывалась со дня своей постройки. Строил храм Василий Витушкин, а сегодня служит в нём Михаил Витушкин - их династия с тех пор тоже не прерывалась.
       Создатели музея не обошли и тему православной веры - рассказали о владыке Симоне, который был родом из этих мест, и о священнике Владимире Вятском, причисленном к лику святых.

       ПРО "ЗЕЛЁНЫХ"
       Вихри революции "завыли" в Вятском в 70-е годы XIX столетия благодаря народникам - журналисту А. И. Иванчину-Писареву, врачу И. И. Добровольскому, акушерке М. И. Потоцкой. А когда их компанию дополнил известный революционер Н. А. Морозов с типографским станком, работа по распространению среди крестьян сведений о непригодности правительства и несправедливости существующего порядка жизни пошла веселее. Чем закончилась революционная агитация - всем известно. А вот о том, что в 1919 году из вятских мужиков сформировали регулярные отряды бело-зелёных, которые называли себя "народной армией", были вооружены винтовками, имели разведчиков, пулемёты, мало кто знает. Советская власть называла эти формирования по-другому - бандами "зелёных" и, разбив их в 1920 году, постаралась забыть навсегда.
       Советская история Вятского изучена пока недостаточно. В 50-е и 60-е годы славилось на всю область местное училище механизации, в котором обучались до 700 человек. Колхоз "Красный луч", созданный здесь в 1931 году, числился в крепких хозяйствах. Его проблемы, имена, судьбы - ещё одна тема для осмысления. Нина Юрьевна записывает воспоминания ветеранов Великой Отечественной, вскоре планирует начать в архиве поиск материалов на репрессированных односельчан.
       Энциклопедия Вятского не закончена. По мере заполнения её новых страниц будет углубляться и экспозиция музея. Здесь не пошли по пути дешёвого развлекательства, а о туризме если и говорят, то не как о единственном способе выживания малых городов и сёл. Небольшой музей делает большое дело - просвещает посетителя и предлагает ему задуматься над прошлым. А когда на смену туристической лихорадке придёт время новых Понизовкиных и Телушкиных, можно будет вздохнуть с облегчением - не пропадём.

Партнеры