Усыпальница Некрасовых

 

Часовня-усыпальница рода Некрасовых в селе Аббакумцево


Пожалуй, ни один, даже самый краткий рассказ о некрасовском Заволжье невозможен без упоминания церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Аббакумцево. Церковь была построена в 1791 году. С этим храмом связана память о дворянском роде великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, так как среди прихожан этой церкви была семья поэта, жившая в родовом имении Грешнево, что в 4 верстах от Аббакумцево. Здесь, у беленой церковной стены, покоится прах матери поэта Елены Андреевны Некрасовой. К этому месту в воспоминаниях, мечтах, поэтических строках не раз обращался великий поэт. Рядом с церковью на свои средства Николай Алексеевич вместе со священником и прихожанами церкви в 1871 году построил Земское училище, постоянно его опекал, давал деньги на ремонт и обслугу и регулярно присылал учебники для занятий.

В юго-восточном углу церковной ограды стоит небольшая часовня, выстроенная из красного кирпича. По преданию она была построена Николаем Алексеевичем Некрасовым, как семейная усыпальница. Здесь до революции находилась могила отца поэта Алексея Сергеевича Некрасова (1794(5?)- 1862), здесь же были похоронены первая жена брата Федора Алексеевича Софья Ивановна и племянники Николай и Мария, умершие в детском возрасте. В послереволюционные годы усыпальница была разорена. Само здание часовни устояло, но настенные росписи иссечены пулями, позолоченные звезды, украшавшие своды, сорваны. Со временем дощатый пол, под которым когда-то были установлены гробы, обрушился, и взгляду человека, ступившего на порог усыпальницы, открывался глубокий провал, почти всегда заполненный водой.

Строительство часовни относится, по всей очевидности, к 1863 году. Алексей Сергеевич Некрасов скончался в ноябре 1862 года. Гроб с его телом, по ряду свидетельств, на всю зиму был установлен в холодной церкви, а затем перенесен во вновь построенную фамильную усыпальницу. Произойти это могло весной 1863 года. К этому же времени относится постройка на средства прихожан зимней (теплой) церкви Сретения Господня. «Ярославские епархиальные ведомости» от 20 июля 1863 года сообщали: «В селе Аббакумцево Ярославского уезда устроена вновь теплая церковь в честь Сретения Господня. Затем в 1863 году поступили в оную пожертвования <…>. На устройство церкви и снабжение ее утварью употреблено до 7 тысяч рублей серебром. Преимущественно деятельное участие в устроении означенной церкви принимали помещица Надежда Некрасова, петергофский купец Евграф Метлин, деревни Васильково крестьянин, проходящий ныне должность церковного старосты, Автоном Сергеев и крестьянин деревни Рудеева Осип Леднев. Пожертвования лиц сих простираются до 5000 рублей серебром. Остальная сумма приобретена от неизвестных лиц из прихожан же. О приобретении таковом, а равно и о производстве работ прилагал полное попечение Иоанн Зыков, местный священник. Работы по освидетельствованию их местными властями оказались произведенными исправно и благолепию храмов вполне приличными».

Помещица Надежда Некрасова - вторая жена Сергея Алексеевича Некрасова - деда поэта, Надежда Михайловна Некрасова, урожденная Привалова. Овдовев еще в 1807 году, она почти на год пережила и своего пасынка Алексея Сергеевича Некрасова. Именно в этот, последний год своей жизни, она и принимает участие в устроении теплой аббакумцевской церкви. Строительство усыпальницы велось, скорее всего, одновременно с завершением работ по строительству и украшению Сретенской церкви.

На сегодняшний день мы не имеем ни одного свидетельства о том, что Н.М. Некрасова принимала какое-либо участие я в жизни пасынка и его детей. Но, может быть, именно ей принадлежал выбор сюжетов настенных росписей Сретенской церкви: из множества библейских притч здесь запечатлены «Благословение детей», «Встреча Христа с самаритянкой», «Лепта вдовицы».

Фресковая живопись, украшающая интерьер часовни, несмотря на вандализм людей и разрушительное действие времени, сохранилась и даже многочисленные утраты не скрывают академическую строгость и выверенность живописных композиций. Имя мастера неизвестно. По поводу авторства высказывалось несколько очень осторожных предположений, начиная от некоего мастера из села Большие Соли и заканчивая академиком церковно-исторической живописи Василием Петровичем Верещагиным (1835-1909). Заметим сразу: этот вариант - легенда, не имеющая подтверждения. Более того, окончив в 1862 году Академию художеств, Василий Верещагин вплоть до 1869 года находился за границей, преимущественно в Италии, в качестве пенсионера Академии.

Вполне вероятно, что композиции, украсившие стены теплой церкви и усыпальницы выполнены по образцу, заимствованному у кого-то из мастеров академической школы. Это тем более вероятно, что разнообразные альбомы с подобными изображениями в середине - второй половине XIX века неоднократно издавались как в России, так и за рубежом и были широко доступны. Преждевременно говорить о принадлежности росписей руке одного и того же мастера, однако стилистическое сходство и некоторые общие почерковые особенности, безусловно, присутствуют. Ни фрески усыпальницы, ни роспись теплой церкви никогда не были предметом специального исследования, однако, бесспорно, его заслуживают. Современники, которые видели аббакумцевскую церковь и усыпальницу Некрасовых, когда их еще не коснулось разрушение, отмечали стенную роспись и иконостасы «высокой академической живописи, что можно назвать большой редкостью в сельском храме» («Ярославские епархиальные ведомости» от 15 октября 1880г. «Обозрение епархии Преосвященнейшим Ионафаном Епископом Ярославским и Ростовским»). Там же указывается: «Оба храмовых здания покрыты стенным письмом. Очень видное место дано уборке, которою покрыты все своды храма».

Долгие годы часовня находилась в самом печальном состоянии, но в 2012 году на нее обратил внимание предприниматель из села Вятское Олег Алексеевич Жаров. Его потрясение от безобразного состояния этого памятника рода Некрасовых усилилось тем, что, оказывается, часовня нигде не значилась и не учитывалась, то есть «не существовала» на бумаге. Поэтому на ней нельзя было вести никакие реставрационные работы. Больше года шла работа по постановке памятника на учет во всех инстанциях, а в 2013 году она была выкуплена Историко-культурным комплексом «Вятское» и на ней начались восстановительные противоаварийные работы.

О том, как появился проект восстановления Часовни-усыпальницы, рассказал Олег Алексеевич Жаров, основатель историко-культурного комплекса «Вятское» им. Е.А. Анкудиновой, лауреат Государственной Премии:

– На часовню эту в наших краях я набрел случайно. Увиденное ужаснуло: здание полуразвалившееся, двери настежь, фундамент обрушен, росписи на стенах уничтожены самым варварским образом. Да еще и болото вокруг. Узнал от местных жителей, что в советские времена сам склеп неоднократно вскрывался – видимо, в нем искали ценности.

Больше года потребовалось на работу по признанию Часовни-усыпальницы памятником культуры и на постановку этого памятника на учёт во всех инстанциях, а в 2013 году она была выкуплена ИКК «Вятское». Ещё два года ушло на подготовку  и согласование проектной документации по проведению работ по восстановлению родовой усыпальницы Некрасовых. С июля 2016 года в Часовне–усыпальнице начинаются первые работы по отводу грунтовых вод, восстановлению утраченной главы и креста склепа, укрепления перекрытий подземной части здания. Была реставрирована кирпичная кладка стен. Могила матери поэта Елены Андреевны Некрасовой благоустроена. Реставрированы росписи внутреннего убранства Часовни.

И самое важное: усилия Олега Алексеевича Жарова и сотрудников ИКК «Вятское» поддержаны Президентским грантом фонда «Перспектива», Благотворительным фондом имени Григория Богослова и лично Вадимом Сергеевичем Якуниным, уроженцем этих мест, а также инвестором из Санкт-Петербурга Владимиром Алексеевичем Андроповым.

– Впервые в жизни подал на Президентский грант, – говорит Олег Жаров, – и, что удивительно, грант этот получил. Деньги пошли на закрепление сохранившихся росписей и на организацию туров для детей «Некрасовская Русь»: в результате, дети из школ и детдомов смогли познакомиться с ходом реставрации. Также впервые обратился за помощью к друзьям-предпринимателям. И ведь поддержали!

Денис Владимирович Полещук, директор художественной мастерской «Реставратор», проводившей реставрационные работы, рассказал, как педантично, вникая во все детали, возрождая Часовню в Аббакумцево, исследовали грунт, укрепляли фундамент, выполняли дренаж, гидроизоляцию. Потом воссоздавали кровлю, крест, фасад (его кирпичную кладку). Этой весной приступили к реставрации интерьеров склепа, его штукатурной основы. А с сентября начали тонировку утраченных элементов монументальной живописи: две из композиций были разрушены полностью, и решено было выполнить их реконструкцию с подбором аналогов.

Восстановление часовни, построенной «поэтом и гражданином» Николаем Алексеевичем Некрасовым сто пятьдесят лет назад, бережно чтимая потомками до революции, сегодня является не просто данью памяти поэта, 200-летний Юбилей которого Россия празднует в 2021 году. А стал связующим звеном, объединившим через почитание культурного наследия прошлого целые поколения людей: Аббакумцево с ее белоснежной церковью и восстанавливаемой часовней-усыпальницей стала частью познавательного туристического маршрута «Некрасовская Русь». В 2017 г. по этому маршруту совершили путешествие 250 учащихся школ и воспитанников детских домов Ярославской области, которые своими глазами увидели процесс реставрационных работ и узнали счастливую историю одного разрушенного памятника – едва не потерянной достопримечательности Некрасовского Заволжья.

Часовня-родовая усыпальница Некрасовых в селе Аббакумцево была торжественно открыта после реставрации в рамках IV ежегодного Фестиваля «Дни Некрасова в Вятском», состоявшегося в декабре 2017 года. 

Партнеры