Церковь Успения Божией Матери

Возрождение духовной и архитектурной доминанты

Церковь Успения Божией Матери в селе Вятское

фото

В 30 километрах на восток от Ярославля по живописной Любимской дороге раскину­лось на просторах Некрасовского Заволжья старинное русское село Вятское. Впервые оно упоминается в «Летописи ярославских сел и деревень» в 1502 году, из которой следует, что село при надлежит митрополиту, и в нем находятся митрополичий и церков­ный дворы.

Вятское довольно быстро развивалось и росло. В XVIII веке в нем сооружены два каменных храма, стоящие на противополож­ных берегах речки Ухтомки и создающие живописную композицию. В самом центре села стояла церковь Воскресения Христова, а на противоположном берегу реки - величес­твенная доминанта - Успенская церковь.

Жители села богатели от огуречного и отхожего промысла. Соленые вятские огур­цы были знамениты на всем северо-западе России, а вятские отходники, лепщики да кровельщики украшали особняки Санкт-Петербурга.

фотофотофото

В XIX веке село достигло своего расцве­та. Примыкающие к храмам улицы застраивались добротными каменными двухэтаж­ными особняками. Вятское стало напоми­нать маленький ухоженный городок, в котором регулярно «шумит-гуляет» ярмарка.

Сейчас, подъезжая к Вятскому со стороны Ярославля, еще за 10 километров от села Шахова, можно увидеть только одну острую, как отточенный карандашик, шатро­вую колокольню Воскресенской церкви. Успенский храм, к сожалению, дошел до нас в полуразрушенном состоянии без глав и колокольни.

Церковь Успения Божией Матери была построена в Вятском на левом высоком берегу речки Ухтомки в 1780 году по заказу и на средства купца Григория Дмитриевича Кубанина. По своему объему и размеру она значительно больше, чем Воскресенский храм, да еще и была устроена на более высоком берегу. Особенностью церкви стало наличие пяти престолов: главный - в честь Успения Божией Матери, а также четырех придельных - в честь святителя Николая Чудотворца, апостолов Божиих Петра и Павла, святителя Тихона Амафунтского и святых Бессеребренников Косьмы и Дамиана. Приделы располагались по четырем сторонам церкви, каждый венчался отдель­ной главой. Таким образом, вместе с глав­ным престолом храм имел пятиглавую композицию.

фотоУ Успенской церкви был обширный приход - 966 прихожан мужского пола и 1234 женского, церковного капитала было 400 рублей, а причтового - 2340 рублей. На проценты от этого капитала и на свой собственный доход и существовал храм. Кроме этого - 18 десятин земли и два дома для жительства священника и дьякона. К Успенской церкви также была приписана школа-храм в селе Еремеево. Она была построена деревянной, но на прочном каменном фундаменте, на пожертвования крестьянина Андрея Андреевича Чадаева в 1892 году и имела один престол в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святых праведных Иоакима и Анны.

Разрушили Успенскую церковь в 1930-е годы. По рассказам старожилов, когда приехали воинствующие атеисты и начали готовиться к взрыву храма, вокруг собрались люди, был крик и плач. Церковь окружили вооруженные бойцы и не подпускали нико­го, а людям, живущим по соседству, пореко­мендовали заклеить окна крест-накрест бумагой, чтобы защитить их от взрыва. Взрывали церковь дважды, потому что при первом взрыве колокольня осталась на своем месте. Только после второй попытки она упала на высокий склон берега реки. Говорят, что священник знал о предстоящем взрыве храма и договорился с крестьянином П. Петряевым, хозяином соседнего дома, в котором был подвал, спрятать иконы и церковную утварь. К сожалению, судьба спрятанных вещей неизвестна.

фотофото

Также старожилы рассказывают: «Иконы плыли по реке как дрова, а подойти взять - не моги. Два крестьянина нашей волости возили иконы возами и жгли на пекарне, и оба свою жизнь плохо закончили: один повесился, второй утонул». Новая власть решила использовать неразрушен­ную часть церкви под машинно-тракторную станцию, а затем под склад. Многие десятилетия этот храм стоял без глав и колокольни и все больше разрушался. Последним варва­рством советского периода было размеще­ние в алтарной части сухого цемента, сло­женного огромной горой, которая от влаж­ности превратилась в сплошной монолит.

Новая страница в истории церкви Успения Божией Матери наступила с созданием в селе историко-культурного комплекса «Вятское». Комплекс начал свою деятель­ность в 2008 году с открытия Музея русской предприимчивости, восстановления памят­ника Александру II и обустройства часовни-купели на святом Ерехтанском источнике. Возглавил деятельность комплекса ярослав­ский предприниматель и ученый Олег Алексеевич Жаров. По его инициативе и при активной поддержке начались реставрационные работы в Воскресенском храме, которые завершились в 2013 году.

В августе 2010 года в Успенском храме был проведен субботник поуборке и вывозу мусора и вырубке выросших на стенах деревьев и травы. 29 августа 2010 года в храме прошла первая за последние 80 лет праздничная служба, в честь престольного праздника Успения Божией Матери. Это было событие особой важности, на котором присутствовали многочисленные сельчане и почетные гости.

Как прообраз будущего возрождения храма, на его стенах были размещены копии икон, написанные знаменитым ярославским художником и иконописцем Николаем Мухиным. Действительный член Российской Академии художеств, Народный художник России, Лауреат Государственной премии РФ- Николай Александрович Мухин чело­век неравнодушный, творческий и глубоко верующий, создал выставочный проект на стенах храма в напоминание отом, какая судьба была у храма в прошлом и какой она видится в будущем.

На основе тщательного изучения сохранившихся фотографий и документального материала и при активной помощи Благотворительного Фонда имени Святителя Григория Богослова и его учредителей Вадима Сергеевича Якунина и Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) создан проект восстановления Успенского храма под руководством реставратора Александра Станиславовича Рыбникова.

Следующий этап в жизни храма - работа по сбору средств и восстановлению этого замечательного памятника историко-культурного наследия, композиционной архитектурной доминанты Вятского, остав­ленной нам предками.