Гарри Бардин: «Мультипликация должна оставлять послевкусие»

В Вятское Гарри Бардин приехал накануне завершения очередного мультипликационного фильма. Результат 1,5-летней работы Гарри Яковлевич обещал показать в следующий приезд в Вятское, а на творческом вечере, который состоялся 3 февраля, известный мультипликатор рассказал о самых интересных моментах творческого пути, в течение которого были и пять премий «Ника», и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, и множество жизненных ситуаций.

В мультипликацию попал случайно

Будучи выпускником Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТе и уже имевший первый успех в актёрской карьере, Гарри Бардин озвучивал роли мультипликационных персонажей. Дорожный милиционер из фильма «Паровозик из Ромашково», Айболит из «Айболит и Бармалей», Железный Дровосек из «Волшебника из Изумрудного города» - голосом Гарри Яковлевича говорят более 30 персонажей любимых советских мультфильмов.

Гарри Бардин: «Это потрясающее чувство! На «Союзмультфильм» приходили Грибов, Раневская, Яншин – звёзды мирового класса, – и в темноте зала они превращались в девчонок и пацанов. Они так шалили и хулиганили у микрофона – всё это мы можем слышать и сегодня в старых советских фильмах!». Почувствовав вкус к анимации, Гарри Яковлевич начал писать первые сценарии.

 

В поиске форм

Гарри Бардин: «С детства не любил кукольную анимацию и всегда искал новые формы и ходы уйти от традиции. Меня не устраивало заторможенное и неэмоциональное движение кукол. Замечательные режиссёры, которые справлялись с этим недостатком – Качанов, Уфимцев, - делали хорошие фильмы. Я же ушёл в другую сторону, так появился «Брак» «на веревках», потом был опыт пластилиновой анимации.

В то время Саша Татарский «пёк блины»: когда камера находилась сверху, а он на стеклах делал «блины» из пластилина, имитируя объём. А я захотел попробовать трёхмерное пространство. Так появились куклы из пластилина: разгильдяи-рабочие из «Тяп-ляп, маляры», «Брэк!» - более сложный по исполнении фильм, «Банкет» и другие».

…и творческой самореализации

В 1991 году создал свою киностудию «Стайер». По словам Гарри Яковлевича, это его команда, его профсоюз: «Мне очень важно, кто находится рядом со мной. Вместе мы работаем, вместе, как тараканы по звонку, бежим обедать».

В 1992 году Гарри Бардина приглашают в студию «Walt Disney» дать мастер-класс, после которого ему предлагают остаться. «Надолго?», - спрашивает Гарри Яковлевич, на что получает ответ: взмах руки и одно слово – «Навсегда!». К фразе из одного слова также прилагался комплект комфортной американской жизни: автомобиль на каждого члена семьи, дом, зарплата. Не смотря на соблазн,  отказаться от творческого поиска, от работы на собственной студии Бардин не смог.

«Я не жалею об этом, потому что здесь, в России я потом создал всё, что хотел создать. Жалею только об одном:  это всё я рассказал моей жене, и потом от неё я узнал, кто я есть на самом деле!».

Возвращаясь к проблеме о свободе творить и отвечая на один вопросов из зала, Гарри Бардин заметил: «Невозможно создать фильм о нашей действительности, находясь где-нибудь на Бали».

«Современная анимация? Конечно, Саша Петров!»

Стоит отметить, что поклонники творчества Бардина – это и дети, и зрители среднего и старшего возраста, и мэтры современной культуры. Показ мультипликационных фильмов, диалоги с публикой о деталях создания фильмов, о современной мультипликации и о многом другом продолжалось больше трёх часов.

Гарри Бардин:

«Сегодня очень разная анимация. То, что создаётся для публики – это «прикольно», для фестиваля – «странно». По моему мнению, мультипликация должна оставлять послевкусие».

«Задумывая фильм, а он создается не меньше года, я должен быть уверен, что моя задумка достучится до зрителя через полтора года. Поэтому с каждым новым фильмом я экстраполирую себя на время вперёд – на год и больше. В этой ситуации нужно думать о более вечных вещах, а не о коммерческом успехе».

«Примеры хорошей современной анимации? Конечно, Саша Петров!»

Своими впечатлениями поделился и известный ярославский мультипликатор, оскароносец Александр Петров: как происходит создание фильма от идеи до реализации работы, о сложностях работы сценариста и художника. Гарри Бардин заметил: «Отношения режиссёра и художника – это как отношения мужа и жены, оба должны понимать друг друга с полуслова. В моём случае это был художник Аркадий Саркисян, потом Кирилл Чёлушкин».

Острые реплики, искромётный сарказм, погружение в мир «высокой мультипликации», разговоры о художественных образах и на вечные темы –  такое послевкусие осталось от творческой встречи с легендарным мультипликатором. Заместитель директора «Первого Русского» - театра им. Ф.Волкова Валерий Русин эффектно подвёл итог встречи: «Гарри Яковлевич, мы делаем Вам предложение, от которого не сможете отказаться: оставайтесь у нас! Навсегда!». На что Гарри Бардин поблагодарил публику и обещал приехать в Вятское ещё раз и с новыми работами: «Благо есть перспектива и на новый фильм, а рождение нового кино – это продолжение жизни».

Следующий творческий вечер состоится в Вятском 17 февраля, на сцене киноконцертного зала выступит актриса театра и кино Анна Банщикова. Подробности по тел. 8 800 302 70 05