Торговое село Вятское (Н.Ю. Мальцева)

Н.Ю. Мальцева, Ярославское отделение историко-родословного общества

И.С. Аксаков назвал Ярославль "городом с физиономией", о селе Вятском также с уверенностью можно сказать, что оно имеет свой неповторимый облик. Вятское является памятником сельской архитектуры 18-19 веков, в истории Ярославского края значится как торговое село.

Нельзя не согласиться с мнением С. Смирнова, который полагает, что живописно изображенное Н.А. Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" село Кузьминское очень напоминает ярославское село Вятское,

.....................богатое,
А пуще того - грязное
Торговое село.
По косогору тянется,
Потом в овраг спускается,
А там опять на горочку -
Как грязи тут не быть? 

Именно таков рельеф местности, на которой расположилось село Вятское. Одна из версий названия села: Вятское - вязкое, село находится на глинистых, вязких почвах.

Две церкви в нем старинные,
Одна старообрядская,
Другая православная…

Действительно, две старинные церкви - Воскресенская, построенная в 1750 году на средства прихожан, и Успенская, построенная в 1780 году тщанием купца Григория Дмитриевича Кубанина, - стоят на высоких берегах реки Ухтомки. Но обе они православные, новообрядские.

И все-таки думается, что здесь нет поэтической вольности: слово церковь многозначное, оно обозначает не только здание для богослужения, но и организацию, ведающую религиозной жизнью, общину. В 20 саженях от Воскресенской церкви находился молитвенный дом старообрядцев - беспоповцев, в котором собиралось молящихся человек по 100. Из "Исповедных росписей" за 1814 год узнаем, что в "Воскресенской церкви были у исповеди 460 человек, не были за отлучкой 20, за нерачением (нестаранием) 786, за малолетством 170. В Успенской церкви были у исповеди 124 человека, не были за отлучкой 21, за нерачением 135, за старообрядчеством1466, за замешательством 282. По данным "Епархиальных ведомостей" за 1885 год наибольшее количество старообрядцев Даниловского уезда проживало в приходах вятских церквей. 

Названия улиц: Ярославская, Середская, Давыдковская (Давыдково, ныне Толбухино) - указывали на торговые связи села. Именно по этим улицам лежали пути-дороженьки в Ярославль, Середу, Давыдково. В центре располагалась торговая площадь, где шумела многоликая, стоустая базарная толпа. Еженедельно по четвергам проходили в Вятском базары. И стекался сюда люд из окрестных деревень и сел.

Пришли на площадь странники:
Товару много всякого
И видимо-невидимо
Народу! Не потеха ли?
Кажись, нет ходу крестного,
А словно пред иконами
Без шапок мужики.
Такая уж сторонушка!
Гляди, куда деваются
Крестьянские шлыки:
Помимо склада винного,
Харчевни, ресторации,
Десятка штофных лавочек,
Трех постоялых двориков,
Да "ренскового погреба",
Да пары кабаков,
Одиннадцать кабачников
Для праздника поставили
Палатки на селе.
При каждой пять подносчиков;
Подносчики-молодчики,
Наметанные, дошлые,
А все им не поспеть,
Со сдачей не управиться! 

По данным Ярославской казенной палаты, журнала торгово-промышленных предприятий и личных промыслов за 1889 год, в селе Вятское был оптовый склад вина, владельцем которого являлся ярославский первой гильдии купец Сергей Арефьевич Черногоров, три ренских погреба, хозяева которых - почетный гражданин Федор Федорович Богородский, крестьянская вдова Елизавета Алексеевна Телушкина и даниловская второй гильдии купчиха Александра Петровна Герасимова - торговали вином на вынос из одного покоя с домом.  Было также две гостиницы, три трактира, два мучных лабаза, тринадцать базарных лавок в рядах, шесть лавок в домах.

Торговля росла и ширилась, об этом свидетельствуют данные Ярославской торгово-промышленной палаты, в 1905 году было в селе Вятское уже семь трактиров. Владельцем одного из них являлся Владимир Федорович Абрамов. Помещений в трактире было два, в одном буфет и кухня, в другом девять комнат. Торговлей заведовал сам хозяин, был один постоянный служащий и два в базарные дни. Три трактира принадлежали Телушкиным - Александру Ивановичу, Елизавете Александровне и Александре Павловне. В каждом из них было по два постоянных работника и до восьми по базарам. Словом, было заезжему человеку где перекусить, отдохнуть. Работали в селе также четыре пивных лавки: одна в доме купца Лядова, две других, владельцем которых был прусский подданный Роберт Карлович Адамец, находились в доме Петряева и в доме Глинкина. Торговлей заведовали приказчики первого класса Иван Егорович Карпов и Лариса Андреевна Карпова. Четвертая пивная находилась в доме Пигузова, владельцем являлось Трехгорное пивоваренное товарищество, торговлей заведовал приказчик первого класса крестьянин Константин Иванович Горохов. И уже не шесть, а двадцать шесть лавок было в домах! В них производилась торговля мануфактурным, бакалейным, мучным, галантерейным товаром. В доме Телушкиных в лавке продавали готовое платье и крытые меха. Торговлей заведовал Яков Лаврентьевич Пузырев.

Пошли по лавкам странники:
Любуются платочками,
Ивановскими ситцами,
Шлеями, новой обувью,
Издельем кимряков.

Помимо этого 26 торговых точек открывалось в рядах, торговали с палаток, с полка, из ларя льняным маслом, салом, мясом, простонародной кожаной обувью, сундуками, рамами, столами - словом всем, что необходимо крестьянину в быту. 

По пьяным по головушкам
Играет солнце вешнее…
Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы,
Жилетки полосатые,
Рубахи всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!
А есть еще затейницы,
Одеты по-столичному -
И ширится и дуется
Подол на обручах!

Товары привозили из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, был, конечно, товар и местного производства. Акционерное общество "Зингер" производило торговлю швейными машинками, торговлей заведовал в 1915 году Загрузин Василий Яковлевич. Имелась в селе аптека и аптечный магазин, а также заведение извозного промысла, содержателем которого являлся крестьянин Павел Федорович Митрофанов.

К услугам тех, кто приехал издалека, были три постоялых двора: один в доме Урандина Михаила Платоновича, другой в доме Кочнева Александра Лукича, третий в доме Крошкина Михаила Васильевича. 

Торговали в селе Вятское и скотом. "Успехи экономического развития края демонстрировали разнообразные выставки - сельскохозяйственные, промышленные, кустарные, выставки лошадей и крупного рогатого скота. Они регулярно проводились в губернии во второй половине 19 - начале 20 века. География выставок весьма широка: Ярославль, Рыбинск, село Вятское и Вахтино Даниловского уезда, Рождествино Мышкинского уезда".  Улица, на которой продавали в Вятском лошадей, так и называлась - Конная.

По конной потолкалися,
По взгорью, где навалены
Косули, грабли, бороны,
Багры, станки тележные,
Ободья, топоры.

Неудивительно, что на взгорье (а это улицы 1-я и 2-я Набережная, Середская) навалены бороны, багры, ободья, топоры - предметы кузнечного промысла. Ведь именно там находились кузницы Петряевых (из восьми кузниц села пять принадлежало им) и кузница Котова Петра Михайловича.

Там шла торговля бойкая,
С божбою, с прибаутками,
С здоровым, громким хохотом.
И как не хохотать?
Мужик какой-то крохотный
Ходил, ободья пробовал:
Погнул один - не нравиться,
Погнул другой, потужился,
А обод как распрямится -
Щелк по лбу мужика! 

Обод - обруч, весьма характерный товар для вятского базара, ведь село известно далеко за пределами нашего края как огуречная столица. Процветанию данного промысла способствовали почвы, "главным продуктом огородов были огурцы. Их возделывание началось с конца 60-х годов 19 века. Пользуясь природной монополией, Вятская волость извлекла из этой отрасли земледелия значительные доходы". 

Огурцы продавали как свежими, так и солеными не только в Вятском, но и на базарах Ярославля, Диево-Городища, Романово-Борисоглебска и других мест. Свежие огурцы насыпали в специальные огуречные телеги, которые были в виде желоба. Сзади был ящик, туда специально клали большие огурцы для ребятишек, которые уже поджидали обоз вятских огуречников, состоящий подвод из 15. Дети кричали: "Дедушко-голубчик, выкини огурчик, дядя дорогой, выкини другой". И вятские крестьяне кидали ребятишкам огурцы, а дети за это поили и сторожили лошадей. Продавали огурцы не на вес, а сотнями. Была у вятских огуречников ярмарочная закличка:

Вятские огурцы хватские,
Налетай - подешевело!
Как куснешь, так уснешь!

Широкое распространение получила также продажа соленых огурцов. Солили огурцы в бочки, которые делали из осины, березы, реже дуба. Вмещала такая бочка килограммов по 200-300 чистого огурца (без рассола). На холодное время года закатывают огурцы в специальные огуречные погреба или в реку. Возили (и возят в настоящее время) продавать огурцы в Вологду, Мурманск, Петрозаводск, Ленинград, Москву, Воркуту. Могли вятские крестьяне взять у местных купцов товар под огуречницу, то есть в долг.

В 1889 году в селе Вятское вели торговлю 11 даниловских второй гильдии купцов и один ярославский первой гильдии купец.  Торгово-промышленная деятельность вятских крестьян и купцов способствовала процветанию села и во многом определила его архитектурный облик. Но всех проблем не решила. Начавшийся в Ярославской губернии отход крестьян на сторонние заработки не миновал и Вятскую волость, "причина отхода - недостаточность земли у крестьян (…), уходили на заработки кровельщики, печники, штукатуры, а также поступали в личное услужение… В1894 году процентное отношение числа отхожих промышленников ко всему наличному населению обоего пола составили17%, каменщиков, штукатуров, печников ушло в отход 600 человек, кровельщиков - 200". 

Бытовала в Ярославском крае пословица: "Век живи на стороне, а дом держи по старине". Богатые купцы из вятских крестьян строили дома в родном селе на отцовском месте и удерживали за собой участие в делах сельской общины. Так, петербургский купец из крестьян Вятской волости построил в селе Вятское на Урловом посаде большой двухэтажный дом, в котором была открыта богадельня, существовавшая на средства купца. В 1887 году в ней призревалось13 лиц, она так и называлась - Кокинская. Вторая богадельня, Кундышево-Володинская, содержалась на проценты с 10 000, пожертвованных петербургским купцом, тоже из крестьян Вятской волости, С.Л. Кундышевым- Володиным, в ней призревалось 10 женщин. Им же, по инициативе графа Д.А.Толстого и при содействии директора Демидовского юридического лицея М.Н. Капустина, устроено в 1876 году на месте родины Володина в деревне Шилово 2-х классное училище с интернатом и домовой церковью на 100 учащихся. 

Из поколения в поколение передавалась в Вятской волости пословица: "Не постись, не молись, а милость сделай". Поэтому и не были дела милосердия единичными. 7 июня 1900 года была открыта в селе Вятское бесплатная земская библиотека-читальня. Помещалась она вначале в здании волостного правления, "в помещении совершенно не приспособленном для чтения, без вентиляции", а "потребность в распространении полезных сведений в народе становилась все более ощутимой". Совет библиотеки арендует новое помещение, ремонтирует его.

Список книг, приобретенных для библиотеки, поражает. Вот названия отделов: духовный, этнография, путешествия, история, педагогика, психология, логика, юридический, ремесла и производства. Для того чтобы содержать библиотеку, совет открывает трактир, в котором 3 постоянных служащих и до 7 в базарные дни.

Не оставляли без внимания вятские купцы и крестьяне и школы. В 1898 году попечителем в начальной земской школе был "Тихонов Николай Матвеевич, образование он получил домашнее. Помощь его выражалась в присмотре за хозяйственной частью и в пожертвовании. В отчетном году попечитель купил портрет Государя Императора и Государыни Императрицы, стоимостью свыше 30 рублей, самовар для кипячения воды для учеников".  В 1909 году в начальной земской школе попечителем был купец Иван Григорьевич Озеров, в церковно-приходской школе - купец Алексей Григорьевич Озеров, в Вятском городском училище - почетный дворянин Владимир Ал. Китицын.  Вот так серьезно относились вятские купцы и крестьяне к образованию. Это ли не пример истинного служения своему народу?

Трудно не согласиться с утверждением С. Смирнова: "Вятское - село очень интересное, пожалуй, самое необычное из всех ярославских сел".  Не остается сомнений в том, что именно село Вятское дало Некрасову тот жизненный материал, который был положен в основу художественного образа сельской ярмарки.

Отшумели знаменитые вятские базары, изменила свой облик и торговая площадь. Остались купеческие особняки, молчаливые свидетели прошлого, да память, которая не должна угаснуть.

Источники

1. Смирнов С. Дорога стоголосая / День Некрасова. - 1989. - 6 - 9 июля, с. 3.
2. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. М, "Художественная литература", 1971 г., с.414.
3. Там же
4. ГАЯО, Ф.230, оп. 1, д. 5502, л. 5-16
5. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. М, "Художественная литература", 1971 г., 415.
6. ГАЯО, Ф. 100, опись 3, д. 46. Ярославская казенная палата. Алфавит и журнал Генеральной проверки торгово-промышленных предприятий и личных промыслов по Вятской волости Даниловского уезда, 1889 г.
7. ГАЯО,Ф.100, оп.3, д.1843. Дело Ярославской казенной палаты по рассмотрению журнала генеральных проверок торговли и личных промыслов в Вятской волости Даниловского уезда, 1905 г.
8. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо, М., "Художественная литература", 1971 г., с. 416.
9. ГАЯО, Ф.100, оп.3, д.3560. Дело Ярославской казенной палаты по рассмотрению журнала генеральной проверки предприятий и личных промыслов в Вятской волости Даниловского уезда,1915 г.
10. Селиванов А.М. История Ярославского края с древнейших времен и до конца 20-х гг. 20 века, Я., 2000, с. 168.
11. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо, М., "Художественная литература", 1971 г., с. 416
12. ГАЯО, Ф.100, оп.3, д.46. Ярославская казенная палата и журнал Генеральной проверки торгово- промышленных предприятий и личных промыслов по Вятской волости Даниловского уезда, 1889 г.
13. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо, М., "Художественная литература", 1971 г., с.417.
14. Беседкин П.Ф. Обзор Ярославской губернии. Выпуск №2,1892 г.
15. ГАЯО, Ф.100, оп.3, д.46. Ярославская казенная палата и журнал Генеральной проверки торгово- промышленных предприятий и личных промыслов по Вятской волости Даниловского уезда, 1889 г.
16. Беседкин П.Ф. Обзор Ярославской губернии. Выпуск №2, 1892 г.
17. Головщиков К.Д. Город Данилов и его уезд, Я, 1890 г.
18. ГАЯО,Ф. 485, оп.4, д.984; оп. 2, д. 319. Краткие отчеты о состоянии народных библиотек.
19. ГАЯО, Ф.485, оп. 2, д.36. Анкета о школьном исследовании. 1897-98 г.
20. ГАЯО, Ф.485, оп. 2, д.298. Сведения о школах ведения Министерства и Синода, 1909 г.
21. Смирнов С. Дорога стоголосая./ День Некрасова, 6-9 июля 1989 г.